Изначально Нагорный Карабах был заселен преимущественно
армянами, где проживали компактно и азербайджанцы. В 1920 г. РККА заняла Азербайджан и армянские отряды в Нагорном
Карабахе были подавлены.
30.11.1920 г. Азревком принял декларацию, предоставил
Нагорному Карабаху право на самоопределение, что было подтверждено
постановлением пленума Кавказского бюро ЦК РКП(б) от 3. 06.1921г. В марте
1921г. РСФСР заключила Договор о дружбе с Турцией, в котором были оговорены
права и интересы Закавказских советских республик. На пленуме Кавказского бюро
ЦК РКП(б) 05.07.1921г. было принято противоположное решение и Нагорный Карабах
оставили в рамках границ Азербайджана.
Весной 1921г. началось объединение республик Закавказья. В
ноябре 1921г. Кавказское бюро ЦК РКП(б) приняло решение о создании федерации,
что поддержал В.И.Ленин и утвердило Политбюро Ц РКП(б). 12.03.1922 г.
состоялась конференция Центральных Исполнительных Комитетов Азербайджана,
Армении и Грузии, которая приняла "Союзный договор об образовании
Федеративного Союза Социалистических Республик Закавказья". Однако
объединение шло трудно, стороны не признавали представительный съезд Советов,
а настаивали на Конференции
представителей ЦИК Азербайджана, Армении и Грузии. Сталин путем нажима сверху
решил проблемы объединения. В декабре 1922 г. Федеративный Союз был
преобразован в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику,
I - й Закавказский съезд Советов принял Конституцию ЗСФСР. Так армяне Нагорного
Карабаха оказались в составе Азербайджана. Тогда ещё представления Сталина об
"автономизации" республик не были известны партии, не обрели
негативный резонанс, им не была дана политико-правовая оценка В.И. Лениным и ущербные взгляды Сталина были реализованы в
Азербайджане, а жертвой стали армяне Нагорного Карабаха, которые не получили
суверенность вместе с армянским народом в рамках границ Армении.
Важно отметить, что В. И. Ленин уже не принимал активного
участия в этих процессах национально-государственного устройства ЗСФСР и РСФСР,
так как уже в 22.03.1922 г. был тяжело болен, даже, просил освободить его от
участия в пленуме. 2.04.1922 г. В.И. Ленин нашел силы и ещё выступил на
закрытии XI
съезда РКП(б). Однако 3.04. 1922 г. Сталин
был избран на Пленуме ЦК РКП(б) в Политбюро, Оргбюро ЦК РКП(б), и генеральным
секретарем ЦК РКП(б), то есть он не входил в круг близкого окружения В.И. Ленина.
Должность секретаря ЦК РКП(б) была функцией организационной, технической, то
есть Сталин наделялся правомочием рассылать готовые письма, а не составлять их,
что видно из переписки В.И. Ленина, которая опубликована в Полном собрании
сочинений (ПСС). С 1917 по 6.07.1923 г. Сталин, возглавляя Народный комиссариат
по делам национальностей РСФСР (Наркомнац), самостоятельно решал вопросы
национально-государственного устройства и не всё мог проконтролировать В. И.
Ленин, что натворил Сталин.
В 1922 г. встал вопрос об объединении Советских республик.
11.08.1922 г. Оргбюро ЦК РКП(б) создало комиссию для подготовки Пленума ЦК о взаимоотношении
Советских республик. В сентябре 1922 комиссия рассмотрела и приняла проект,
известный как проект "автономизации" союзных республик, который был
разработан самим Сталиным о включении Белоруссии, Украины, Закавказья в РСФСР в
качестве автономных республик. Реализация
этого проекта означала уменьшение прав союзных республик, подчинение их РСФСР.
Суверенитет народов Белоруссии, Украины, Закавказья урезался и возрождался
шовинизм России. В.И. Ленин был болен и фактически отстранен от участия в делах
Политбюро, Оргбюро, но написал письмо 26.09.1922 г., где изложил принципы
образования СССР, основанного на равенстве суверенных Союзных республик
("Об образовании СССР" письмо Л.Б.Каменеву для членов политбюро ЦК
РКП(б), ПСС,т.45, с.211-213). Письмо было написано Л.Б. Каменеву, но против
Сталина.
23.12.1922 г. В.И. Ленин, обеспокоившись судьбой РСФСР и
СССР, диктует письмо съезду ВКП(б) и предлагает "ряд перемен в ...
политическом строе".
"В первую голову я ставлю увеличение числа членов ЦК до
нескольких десятков или даже до сотни"(В.И.Ленин, ПСС, издание 5, т.45,
с.343-344.).Такие меры В.И. Ленин предлагал принять против авторитаризма и
самодурства И. Сталина.
Уже 24-25.12.1922 г.
В.И. Ленин диктует дальше: " Тов. Сталин, сделавшись генсеком,
сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он
всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью". Таким образом В.И.
Ленин подчеркивает, что Сталин сам себя сделал генсеком и единолично
сосредоточил в своих руках необъятную власть, то есть нарушил устав Партии о
коллективном руководстве (В.И.Ленин, ПСС, издание 5, т.45, с.344-346.).
Если 24-25.12.1922 года В.И. Ленин не был уверен в
способностях Сталина, то, подумав и проанализировав, уже 4.12.1923 г. В.И.
Ленин диктует "Добавление к письму от 24 декабря 1922 г." :
"Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпим
в среде и в общениях между нами, коммунистами, становится нетерпимым в
должности генсека. Поэтому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения
Сталина с этого места и назначить на это место другого человека, который во
всех других отношениях отличался от тов. Сталина только одним перевесом,
именно, более терпим, более лоялен, более вежлив и более внимателен к
товарищам, меньше капризности и т. д."(В.И.Ленин, ПСС, издание 5, т.45,
с.343-344.). (В.И.Ленин, ПСС, издание 5, т.45, с.346.).
Причем В.И. Ленин подчеркивает, что "Это обстоятельство
может показаться ничтожной мелочью", но "это не мелочь". В чем
же тайна смысла завещания В.И. Ленина? Возьмем ключевое слово "груб"
и посмотрим, что означает грубый? Из "Толкового словаря русского
языка" под редакцией Д.Н. Ушакова видно следующее, что грубый - это
"необработанный, неотделанный, примитивный", а также
"некультурный, неучтивый, неудовлетворяющий нормам высоко развитой
общественности".
Следовательно В.И. Ленин пришел к выводу, что "Сталин
слишком" примитивный, некультурный, неучтивый, неудовлетворяющий нормам
высоко развитой общественности - это не означало, что Сталин был совсем
дураком. Теперь становится понятно почему Сталин до болезни В.И. Ленина, до
3.04.1922 г., даже, не входил в состав в Политбюро и Оргбюро ЦК РКП(б).
Однако Сталин распорядился суверенитетом армянского народа в
Нагорном Карабахе без учета ленинских требований, и продолжил самодурство, грубы произвол. В июле 1923 г. районы, где
преимущественно проживали армяне были объединены в Автономную область Нагорного
Карабаха в границах Азербайджана. В 1937 г. Сталин уже образовал
Нагорно-Карабахскую автономную область (НКАО) в составе Азербайджанской ССР, и
в результате административно-территориальных реформ НКАО было отделено от
Армении, при этом воля армянского народа, проживавшего в Нагорном Карабахе не
учитывалась.
Сталин в Конституции Азербайджанской ССР 1937 г.
предусмотрел, что в обмен на самоопределение армянского народа НКАО, ему
предоставлено право вести на армянском языке судопроизводство, право вести
государственные дела - принимать, и публиковать решения, распоряжения Советов,
издавать газеты.
В конечном итоге статус азербайджанского шовинизма в области
был подтвержден Законом Верховного Совета Азербайджанской ССР от 16.07.1981
года.
Религиозные войны были характерны для рабовладельческой и
феодальной общественно-экономической формаций, а при капитализме процесс секуляризации
охватывает военную идеологию, военная политика, как острие концентрированного
выражения экономики, уже освобождается от религиозной оболочки. Нынешние войны
проходят из-за антагонизма политических и экономических интересов крупного
капитала, но капитал пытается использовать религиозные формы в собственных
интересах.
Разрешение конфликт в Нагорном Карабахе военным путем
затрагивает не только интересы различных классов капитала, пролетариата, но
этнические и религиозные слои населения. Так, например, часть верующих в
Азербайджане мусульмане сунниты, для которых воплощение религии на практике
имеет большее значение, чем для шиитов. Часть курдов в Армении и верующих
Щекинско-Закатальской зоны Азербайджана исповедуют ислам шафиитского толка.
Однако более 2/3 верующих Азербайджана - это
мусульмане шииты, более умеренные мусульмане. В Армении, кроме
православной ветви христианства, есть Армяно-григорианская церковь, к которой
кроме армян принадлежит часть татов, удин, а другая их часть - соответственно шииты
и православные. Если учесть, что общества в Азербайджане и Армении не построены
на основе единства классовых интересов пролетариата, то война между странами
перерастет в гражданскую войну по этническим и религиозным интересам, где
вопрос ИГИЛ, исламского халифата будет поставлен на передний план.
Комментариев нет:
Отправить комментарий