суббота, 18 августа 2018 г.

К работе Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (часть 3)

3.    ОТМИРАНИЕ СЕМЬИ НА ОСНОВЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ, И ЗАМЕНА ЕЁ СВОБОДНОЙ СЕМЬЕЙ.
Уже 18 (31) 12. 1917 г. был принят Декрет О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния. Декрет подписал Председатель СНК В.И. Ленин и Председатель ЦИКА Я.М. Свердлов. Декрет выделил семейные отношения из гражданского права, регулирующего отношения права собственности и гражданского оборота товаров, рабочей силы. Семейные отношения перестали быть основаны на праве собственности и их товарности, купли-продаже.
16.12.1917 г. принят Декрет о расторжении брака, который упростил расторжение брака, то есть жена признавалась человеком, а не частной собственностью мужа.
Уже ст. ст. 52, 104, 105, 106,107, 113, 121, 129, 133, 160-164 Кодекса законов об актах гражданского состояния, Брачном, Семейном и Опекунском праве от 22.10.1918 г.        (Кодекс 1918 г.), который более подробно регулировал брачно-семейные отношения, были отменены отношения частной собственности между мужем, женой и детьми в силу закона, но допускались имущественные отношения в силу договора, в силу диспозитивности сторон, а императив был под запретом. Причем не допускались имущественные соглашения, которые бы умаляли имущественные права супругов (ст.106 Кодекса 1918 г.).
В ст.52 Кодекса 1918 г. уже признавался только гражданский (светский) брак, когда церковный брак был основан на положениях Библии, в силу которых жена была частной собственностью мужа. «Браки по религиозным обрядам не порождают права».
Из положений Библии нам известно, что женщина, жена на положении рабыни у мужа:
«жена да убоится мужа своего»;
«жена, слушается мужа во всем, как Господа»;
«жене глава – муж»;
«не муж создан для жены, но жена для мужа»;
«Жены, повинуйтесь своим мужья, как Господу потому что муж есть глава жены»;
«И сказал Господь жене…он будет господствовать над тобою». 
Эти положения Библии не нашли рецепции, восприятия в правилах ленинского Кодекса 1918 г., а напротив были императивно запрещены. Однако позже Сталин воспроизвел эти религиозные нормы с светском семейном законодательстве уже через экономическое господство мужа над женой и детьми.
Уже в ст.104 ленинского Кодекса 1918 г. было установлено, что перемена места жительства одним из супругов не создает для другого обязанность следовать за ним, то есть отменялось рабство женщин, которые ранее до 1917 г. признавались собственностью мужа, и должны были следовать за ним согласно Библии, так как в России было теократическое правление.
 В ст.105 ленинского Кодекса 1918 г. было прямо указано, что «брак не создает общности имущества супругов». Из отношений между супругами исключались имущественные, товарные отношения, семейная проституция. Кодекс не признавал общее имущество на праве совместной собственности между супругами уже в силу самого факта брачных отношений, что было характерно для норм Библии, византийского законодательства.
Законодатель в ст.160 Кодекса 1918 г.  установил запрет на товарные отношения между детьми и их родителями: «Дети не имеют права на имущество родителей, равно и родители не имеют право на имущество детей». Положение детей, как рабов главы семьи отменено.
Как видно В.И. Ленин выделил брак, семейные отношения из гражданского права, которое регулирует товарное обращение, в отдельную отрасль права - семейную. В.И. Ленин законодательно не только выделил, но и ослабил, частично уничтожил имущественные отношения, отношения по праву собственности между мужем, женой, и детьми.
Однако Сталин отменил указанные выше ленинские законы, приняв Кодекс законов о Браке, семье и опеке РСФСР 19.11.1926 г. (Кодекс законов 1926 г.), и повернул семейную правовую политику в обратную сторону.
Хотя сталинский Кодекс законов 1926 г. формально не признавал церковный брак, но фактически воспринял религиозные нормы Библии, что жена является рабой мужа, и отношения между супругами должны быть на основе права собственности, обязательной совместной жизни.
Так требованиями ст. ст. 9 - 12 Кодекс законов 1926 г. введено в семье общее хозяйство, общее имущество, нажитое в браке супругами, что не было при В.И. Ленине, то есть к первому разделению труда – рождение детей женщиной, добавилось еще разделение труда на основе общего хозяйства, имущества и частное распределение доходов от этого общего хозяйства. Мало того, что муж и жена работали на заводе, в совхозе, колхозе, но и после работы жена должна была заниматься детьми, мужем, домашним хозяйством, кормить животных, работать на подсобном хозяйстве. Известно, что социальное устройство общества и общественная-экономическая формация зависит не от формы собственности, а от самого способа производства – способа выжимания, изъятия и присвоения чужой добавочной силы, как физической, так и умственной. Действительно общее имущество может быть у мужа и жены, но вклад в это имущества может быть различный и уже такая семья основана на праве собственности, а не на любви друг к другу. Если при В. И. Ленине общее имущество мужа и жены допускалось, только, в силу договора, то уже при Сталине оно признавалось в силу закона, то есть закон признал, что брак, семья – это товарно-денежные отношения, но в советское время об этом не приято было говорить.
Другим условием брака, семьи стал факт совместной жизни, сожительства, что было закреплено ст. ст. 3, 12 Кодекс законов 1926 г. – «законная» проституция. Однако продолжало действовать и прежнее ленинское положение, что перемена места жительства одним из супругов не создает для другого обязанности следовать за ним (ст. 9 - 12 Кодекс законов 1926 г.). Указанные требования взаимно исключали друг друга. Фактически сталинисты вернулись к тому, что жена следует за мужем, то есть является его вещью, рабыней, ребром его тела, как было установлено в Библии.
Сталин 11-ть лет учился на священника в духовном училище и в духовной семинарии до 21-го летнего возраста, и знал, как положения Библии в скрытом виде закрепить, замаскировать в антибольшевистском Кодексе законов о Браке, семье и опеке РСФСР 19.11.1926 г.
Нужно вернуться к работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», где сделаны следующие выводы: Моногамная парная семья возникла в силу приручения домашних животных, разведения стада, что явилось источником богатства, и возникновения новых общественных отношений. С одной стороны, народы приобрели в стадах лошадей, верблюдов, ослов, то есть овладели физической силой животных.  С другой стороны, они завладели крупным рогатым скотом, овцами, козами, размножавшимися в большом количестве, что дало избыток молочной и мясной пищи, которая позволяла прокормить работников, жену, детей. Развивается частная собственность на стада, как обособленная собственность глав семей. Необходимы стали надсмотрщики за скотом, пленные, рабочая сила, и жена, которая бы присматривала за хозяйством. «Жены приобрели меновую стоимость и стали покупаться». Разделение труда в семье привело к возникновению права собственности. Если первое разделение труда – производство человека, в котором «жена раб деторождения», то второе разделение труда связано с производством товаров, с уходом женой, детьми мужа (домашними рабами- familia) за семейным хозяйством, за домашними животными. Как писал Ф. Энгельс жена в семье – «вещь для деторождения, для присмотра за хозяйством».
По этим причинам нынешняя сталинская государственная «семья в зародыше содержит: рабство, крепостничество», капитализм, «так как изначально связана с земледельческой повинностью», «все противоречия, которые развиваются в обществе и государстве».  Как видно муж и жена в сталинской семье были связаны общим хозяйством, имуществом, обязательством совместного сожительства, и в силу разделения труда в общем хозяйстве жена была рабыней мужа, привязана к общему имуществу, и к самому мужу на основании закона о совместном обязательном проживании.
Посмотрим статистику населения России при Сталине и после его смерти, которая необходима для классового анализа семьи.
Численность городских, рабочих и сельских граждан РСФСР, и СССР в процентах к населению.
год
1923
1928
1939
1953
1960
1970
1979
1985
1988
городских
15,5
26,3
32,8
39
47,9
56,3
62,3
65,6
66,4
рабочих
10,4
12,4
33,7
25,2
43,5
57,4
67,7

61,8
сельских
84,5
73,7
67,2
61
52,1
43,7
37,7
34,4
33,6

Из таблицы построенной на основе статистики видно, что во времена сталинизма преобладало сельское население над городским, и к 1953 г. более 61%. В сельской местности в семье преобладало общее имущество, хозяйство в виде дома, приусадебного участка, сада, огорода, а также рогатого скота, овец, коз, и птицы.
Из статистики о браках, их расторжении усматривается, что численность регистрации браков, создания семьи росла в условиях сталинизма до 1954 г. и достигла 2163000 регистраций в год, когда брак был на условиях общего имущества, и обязательного совместного проживания. Это объяснимо тем, что преобладало сельское население, обремененное собственностью, и советскому государственному капитализму, главе семьи нужна была дополнительная рабочая физическая сила для обслуживания совместного хозяйства. Кроме того, нужно напомнить, что индустриализация в сельском хозяйстве СССР началась в 60-70-х годах, когда физическую силу стали заменять машинами с электрической силой. При сталинизме жена, дети были на положении полураба, полусвободного человека. При таком экономическом положении разводы не были актуальны, так в 1945 г. – 6500 разводов, а в 1954 г.- 114400 разводов, когда в 1980 г. численность разводов за год составила 580720. Кроме того, сталинизм был заинтересован в стабильности семьи (потребительная стоимость товаров не менялась быстро), как ячейки советского государственного капитализма, так как жена на положении полурабыни должна была работать не только на заводе или в совхозе на государственного капиталиста за зарплату, но и дома в совместном хозяйстве утром, и вечером после работы на государство.
Если при В.И. Ленине бак, семья и развод были свободны и их правовое регулирование нормами гражданского права было минимально, то в условиях сталинского государственного капитализма с помощью гражданского права власть начала вмешиваться в семейные отношения, создавая их товарность. Развод мужа и жены уже становится правовым институтом, регулируемый государством. Жена уже становится полурабыней, крепостной, государственной собственностью по производству детей. Правовая политика сталинского государственного капитализма уже была направлена на расширенное воспроизводство простой физической рабочей силы. Семья рабочих должна была производить рабочих, увеличивать рождаемость. Так Постановлением ЦИК СССР №65, СНК СССР №1134 от 27.06.1936 г. «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усиление уголовного наказания за неплатеж алиментов и некоторых изменениях в законодательстве о разводах» рождение женщиной детей объявлялось государственным делом, а не делом жены и мужа, аборты были запрещены до 1955 г. Установлены барьеры при разводе: обязательный вызов супругов в ЗАГС, повышена оплата регистрации разводов.
Следующий был Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8.07.1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении высшей степени отличия звания «Мать – Героиня» и учреждении ордена «материнская слава» и медали «Медаль Материнства», который усложнил, ограничил развод мужа и жены, введена сложная и двухступенчатая процедура развода (ЗАГС и суд), а также развод стал не только личным делом граждан, но и публичным – требовалась публикация в газете информации о разводе. Только после отстранения Н.С. Хрущева от власти в октябре 1964 г., а именно 10.12.1965 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР был упрощен порядок расторжения брака.
Как видно из указанных правовых актов сталинского государственного капитализма в СССР жена в семье - «раб деторождения», «вещь для деторождения, для присмотра за хозяйством», что было отмечено Ф. Энгельсом в своей работе.
Учитывая теоретические выводы Ф. Энгельса, нужно отметить, что сталинская семья в зародыше содержала: «рабство, крепостничество», капитализм, «так как изначально связана с земледельческой повинностью», и «все противоречия, которые развиваются в обществе и государстве».
Более того, сельское население (колхозники), отбывая в СССР земледельческую повинность, с 1932 г. (1935 г.) по 1974 г. не имело паспортов. Колхозникам не разрешалось покидать колхозы более чем на 30 дней, за нарушение грозил штраф, а уже на второй раз - лишение свободы на срок 2 года в силу ст. 192 «а» УК РСФСР от 1926 г. (с изменениями и дополнениями 1934 г.).
Сталин подменил в Советском Союзе брак, семью на основе пролетарского интернационализма семьей на основе национального патриотизма, чем ослабил Советский Союз, и укрепил национализм в республиках. Во время ленинского интернационализма в РСФСР признавались свободные (не путать свободу с произволом) сексуальные отношения, когда уже во время сталинского патриотизма свободные сексуальные межэтнические отношения стали не желательными.
На этот счет Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» написал следующее:
«Таково было происхождение моногамии, насколько мы можем проследить его у самого цивилизованного и наиболее развитого народа древности. Она отнюдь не была плодом индивидуальной половой любви, с которой она не имела абсолютно ничего общего, так как браки по-прежнему оставались браками по расчету. Она была первой формой семьи, в основе которой лежали не естественные, а экономические условия - именно победа частной собственности над первоначальной, стихийно сложившейся общей собственностью. Господство мужа в семье и рождение детей, которые были бы только от него и должны были наследовать его богатство, - такова была исключительная цель единобрачия, откровенно провозглашенная греками. В остальном, же оно было для них бременем, обязанностью по отношению к богам, государству и собственным предкам, которую приходилось выполнять. В Афинах закон предписывал не только вступление в брак, но и выполнение мужем определенного минимума так называемых супружеских обязанностей.
 Таким образом, единобрачие появляется в истории отнюдь не в качестве основанного на согласии союза между мужчиной и женщиной и еще меньше в качестве высшей формы этого союза. Напротив. Оно появляется как порабощение одного пола другим, как провозглашение неведомого до тех пор во всей предшествующей истории противоречия между полами. В одной старой ненапечатанной рукописи 1846 г., принадлежащей Марксу и мне, я нахожу следующее: «Первое разделение труда было между мужчиной и женщиной для производства детей». К этому я могу теперь добавить: первая появляющаяся в истории противоположность классов совпадает с развитием антагонизма между мужем и женой при единобрачии, и первое классовое угнетение совпадает с порабощением женского пола мужским. Единобрачие было великим историческим прогрессом, но вместе с тем оно открывает, наряду с рабством и частным богатством, ту продолжающуюся до сих пор эпоху, когда всякий прогресс в то же время означает и относительный регресс, когда благосостояние и развитие одних осуществляется ценой страданий и подавления других. Единобрачие — это та клеточка цивилизованного общества, по которой мы уже можем изучать природу вполне развившихся внутри последнего противоположностей и противоречий».
Что мы видим сегодня? Сталинская буржуазная семья на основе общей собственности и обязательного общежития умирает и её явочным порядком вытесняет семья без общего права собственности на совместно нажитое имущество, и обязательного совместного проживания, что сегодня называют сожительством, гражданским брак без государственного регистрации.
Согласно переписи населения в России в 2002 г. и в 2010 г. численность супружеских пар в зарегистрированном браке падает, а численность супружеских пар без государственной регистрации брака растет, то есть сегодня уже сталинскую буржуазную семью побеждает ленинская форма семьи, созданная в 1917-18 годах Октябрьской революции.
год
2002г.
2010г.
Всего всех супружеских
пар в России.
34 млн.
33 млн.
в т. ч. супружеских пар без регистрации брака.
3,3 млн.
4,4 млн.

Сегодня уже многие ученые подтверждают, что число зарегистрированных браков в России сокращается, а каждый второй брак распадается, и половина последних после рождения ребенка. Гражданский брак и семья без регистрации в России, по оценкам специалистов, уже составляет 50% всех форм семей, то есть супруги отдают предпочтение форме семьи на основе любви, которая не связана с правом собственности на общее имущество, и обязательным совместным проживанием. Сталинская буржуазная семья, как законная проституция связана собственностью на общее имущество, освящена государственной регистрацией, правом, уходит в историю. Отношения между мужчиной и женщиной уже меньше скреплены экономически, и женщины уже не совсем товар, а полу товар, становятся более свободными. Гражданский брак без государственной регистрации получил развитие в странах Европы: Франция, Швеция, где он составляет более 60% всех семейных пар. Почему так происходит?
Изменился способ производства, во главе производства уже встала наука. Само производство уже опирается не на силу энергии пара, а по плану ГОЭЛРО на силу электрической энергии машин, о чем писал В.И. Ленин. Так, годовая выработка электрической энергии в РСФСР, в СССР составила следующие показатели в кВт/ч.
период
Ленина 1921-24 г.
Сталина1924-53 г.
1953-1990 г.
кВт/ч
0,5 млрд-1,5 млрд
1,5 млрд -134 млрд
134млрд– 1 триллион

Уже в 1967 г. в СССР была создана Единая электрическая система, объединившая 600 электростанций. Во Франции сегодня энергетика объединяет 696 электростанций, а 77% электроэнергетики вырабатывается на АЭС.
По этим причинам электрическая энергия вытеснила физическую силу наемных работников, снизила численность рабочего класса, уменьшила разделение труда. Отпала конкуренция на основе физической силы между двумя основными классами: мужчиной и женщиной дома в семье (первое разделение труда – производство человека), а также на рынке физической рабочей силы в промышленности (второе разделение труда – производство товаров). Женщина перестала быть экономически зависимой от физической силы мужа, особенно в сельском хозяйстве, где велика была доля физического труда, как дома, в общем хозяйстве, так и в совхозах, колхозах. Уже в 1989 г. в СССР 73% населения проживало в городах, а в сельской местности - 27%.
Как видно из научных источников, статистики сегодня сталинский буржуазный брак, семья на основе общей собственности, нажитой в браке и обязательного совместного проживания отмирают, и замещаются уже ленинской формой семьи без государственной регистрации, и правового регулирования. Семья вышла за пределы узкого круга физического общения между женой, мужем, детьми, церковью, и уже захватила детский сад, школу, институт – ВУЗ, академию, сферу культуры. Если раньше для семьи достаточно было простого воспроизводства простой рабочей силы рабочих для фабричного, и заводского способов производства, то уже нынешняя семя направлена на производство специалистов, людей с более высокой дееспособностью путем ежедневного приращения нового знания к старому.
 

2 комментария:

  1. Сралинская конституция была слеплена в 1936 году, а не в 1924. Именно по конституции 1936 года я понял что за фрукт этот джугашвили. А ишаку Стэну так и надо было xD.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конституция СССР 1924 г. уже полностью буржуазная и противоречит Конституции РСФСР 1918.

      Удалить