Об очень хорошем
человеке, коммунисте, который нас учил быть человеком, никогда не сдаваться.
На
переменах у входа в спортзал выстраивалась обувь самых разных фасонов и размеров.
И юркий пионер, и солидный десятиклассник, сбросив ее, деловито шли к снарядам:
подтягивались на перекладинах, крутились на турнике, взбирались по канатам,
приседали и отжимались, поднимали
штангу.
О том, что
нынешний среднестатистический школьник и на треть не удовлетворяет потребность
организма в движении, о печальных последствиях гиподинамии сегодня говорят во
весь голос. И все-таки учитель физкультуры, запирающий во внеурочное время зал
на замок, у меня не вызывал особого возмущения. Зал, открытый всегда, — введенное в
некоторых школах новшество,
а может, и не новшество — увидишь пока не везде. Но
представишь бедлам, который способны учинить вырвавшиеся на волю мальчишки и
девчонки, и понимающе согласишься: когда они степенно прогуливаются парами по
коридору, их физкультурный руководитель чувствует себя куда спокойней. Так что
пусть уж «добирают» физическую нагрузку не на переменах.
А тут
ничего и отдаленно напоминающего беспорядок не происходило. Даже мячи, вокруг
которых обязательно образуется свалка, лежали точно влитые, никто их не трогал.
И, поверьте, все это было на переменах.
— Каждый знает, чем должен заниматься, — сказал, заметив
мое удивление, Владимир Васильевич.
Шел обычный
день в московской школе № 820, где Владимир Васильевич Комиков преподает
физкультуру.
Писать о
нем, подумалось мне, будет просто. Для начала представлю старый московский
двор в Зоологическом переулке. Никогда я в том дворе не был, но совсем близко
жили наши хорошие знакомые. Однажды, не помню почему, оставшись у них
ночевать, я проснулся оттого, что где-то рядом трубили слоны, рычали тигры,
кричали павлины. Обитатели зоопарка приветствовали наступающее утро.
А как-то
ненамного раньше я с криком «ура!» штурмовал поросшую бурьяном высоту в пустом
вольере. Под Орлом, Курском и Белгородом шла война настоящая, и звери, наверно,
были в эвакуации.
Владимир
Васильевич, тогда еще никакой не Васильевич, в эвакуации не был. И значит,
выстаивал очереди, чтобы «отоварить» продуктовые карточки, свою — «детскую», и
«рабочую» — мамину; во время ночных налетов на Москву норовил оказаться не в
бомбоубежище, а на крыше; обязательно хотел задержать диверсанта и мечтал
любыми правдами и неправдами попасть на фронт, потому что как всякий уважающий
себя одиннадцатилетний мужчина был уверен — на
фронте без него
не обойдутся.
А дальше,
считал я, и воображать ничего не придется. Послевоенный стадион «Метрострой»,
где возле запретного зеленого поля расцветал неорганизованный, «дикий» футбол,
я знал тоже. Иногда до уроков (мы учились во вторую смену) нам удавалось
сыграть на случайно не захваченной старшими парнями тренировочной площадке.
Разговоров потом хватало на весь оставшийся день.
И крутые
спуски в детском парке имени Павлика Морозова, раскатанные в сногсшибательный
лед нашими калошами, портфелями и
пальтишками, хорошо помню.
И лыжную
базу в Краснопресненском парке культуры и отдыха, где сдавал нормативы
комплекса БГТО —"'«Будь готов к труду и обороне!».
Совершив путешествие по маршрутам его детства и
отрочества, предполагал я, останется мысленно замостить краснопресненские
улицы булыжником, уложить на булыжник рельсы, и тогда красно-рыжий трамвай с
буферами и подножками сам уже привезет в Шмитовский проезд, к видному по тем
временам желтому зданию, у входа в которое на одной вывеске было написано «Московский
городской педагогический институт физического воспитания» и «Московское городское
педагогическое училище физического воспитания» — на другой. Обе вывески,
правда в обратном порядке, имели к Комикову самое прямое отношение — в том здании
он проучился семь лет.
Я сделал
все, как задумал. Толпа обряженных в мосшвейпромовские лыжные костюмы парней и
девчонок вынесла меня из вагона. Растворившись в ней, я протолкнулся сквозь
узкие двери в институтский вестибюль и отправился по притихшим вдруг этажам
на поиски своего героя. В аудитории, где седенький профессор объяснял, что у
человека 602 мышцы и каждая несет собственную функцию, Комикова не было. Не
было его и там, где разбирали главный принцип педагогики: «От простого — к
сложному, от общего — к частному». Не обнаружился он ни в химической
лаборатории, ни в биологическом кабинете, ни в игровом, ни в гимнастическом
залах.
В одном из
коридоров серьезные, взрослые старшекурсники, взявшись за руки, вели
стремительный хоровод, старательно распевая: «Вот мы сели, вот мы сели, закружились
карусели...» И мне показалось, среди них я увидел его, Комикова, только без малого
на три десятилетия моложе...
Прозвенел
звонок, Владимир Васильевич, завершив очередной урок, вернулся к прерванному
разговору, и ниточка, вроде бы прочно связавшая те далекие годы с днем
нынешним, напряженно натянулась, готовая вот-вот оборваться.
— Вовсе не
собирался я быть учителем, хотел стать
военным, — сказал
он. —Почти все ребята из нашего
двора поступили в военные училища, до полковников дослужились, есть один
генерал, а у меня не получилось...
В
Московском городском педагогическом институте физического воспитания было немало
людей, у которых что-то не получилось. Выросший из педучилища, он просуществовал
всего три года и не успел завоевать популярность. В его аудиториях весьма
заметное место занимали несостоявшиеся врачи, биологи, инженеры и даже кинематографисты.
То ли смирясь с судьбой, то ли ожидая счастливого случая переменить ее.
Признаюсь, и в моих старых бумагах сохранилась меньше чем наполовину заполненная
зачетная книжка со штампом МГПИФВ.
Были среди
студентов и спортсмены, именитые и не очень, жаждущие получить хоть какой
диплом о высшем образовании. Но тон задавали ребята, прежде окончившие здесь же
училище, после занятий успевавшие проработать в школе, точно знавшие, что они
делают и для чего. Именно таким представлялся мне Комиков.
А у
Владимира Васильевича все было иначе. После семилетки он появился в Шмитовском
проезде, чтобы лучше подготовиться к армейской службе, помимо многого прочего,
будущий офицер должен быть отлично развит физически. Но попала в автомобильную
катастрофу, стала инвалидом мама, по профессии шофер (севшие в суровую годину
за руль мамы еще продолжали водить машины). Оставить ее одну в таком состоянии
он не смог.
В желтом здании на Красной Пресне открывался институт,
размышлять было нечего... Выходило, что Комиков как бы из тех —
несостоявшихся и смирившихся.
Бьет,
выбивает походный марш удалой барабан. Кто там идет не в ногу? Левой! Левой!
Левой! Это бамбуковая палочка в руках Владимира Васильевича, потрескавшаяся,
изоляционной лентой прихваченная, стучит по полу, отдавая четкие команды. Лихо
печатают шаг, точно обозначают углы, замирают по стойке «смирно», подчиняясь
ее бессловесным распоряжениям, сияющие чет-вероклассники.
— Молодцы!
А совсем молодцами будете, если к весне сдадите нормы ГТО первой ступени. К
труду, к защите нашей Родины готовиться надо уже сейчас.
В институте
на Пресне нам преподавали предмет, называвшийся «музыкальная ритмика». Не
помню, да и
не знал, наверно,
никогда, чему пытался научить меня педагог. Но было весело. Когда
кто-нибудь из нас ошибался, он театрально всплескивал руками, ударял по
клавишам и затягивал: «В темном лесе, в темном лесе-е». — «В темном лесе-е», —
дружно подхватывали мы.
Бьет барабан.
Левой! Левой! Левой!
— В
наш институт пошел
не потому, что туда
было легче попасть,
— сказал Владимир
Васильевич. — Просто
еще в детстве прочитал где-то,
что люди бесхарактерные не могут
быть военными и
преподавателями физкультуры.
— Я
тобой доволен, Леша.
Но как же ты
мог сегодня форму
забыть? Ведь ты
будущий солдат, может,
и моряк. И
вот утром построились на
палубе моряки, а
у тебя вместо тельняшки
футболка... Раз решили мы
на урок приходить
в красных трусах
и белых майках, так и следует приходить, форму надо уважать. Любую...
— Кувырок.
А для чего
он нужен? Был бой.
Враг атаковал превосходящими силами. Вы
стояли до последнего,
насмерть. Но уж очень
неравны были силы. И вот очнулся ты один, раненый,
винтовка рядом лежит,
дотянуться до нее можно,
только над тобой двое,
навели автоматы. И
тут вспоминаешь, что научил
тебя когда-то Владимир
Васильевич делать кувырок.
Встаешь, пошатываясь, на ноги,
поднимаешь руки вверх,
будто сдаешься. И...
Через
мгновенье винтовка (все та же палочка-выручалочка) в сжатых ладонях Владимира
Васильевича, еще мгновенье — и обезоружены изображавшие врага мальчишки. Это
в четвертом классе.
И в
девятом:
— Сегодня
подъем переворотом могли
бы сделать все. Но
подвел Максим. Он
тоже близок к тому,
чтобы научиться, однако
поленился — ни
вчера, ни позавчера
в зале я его
не видел. А
вот послушайте, что
писали недавно в газете.
В Н-ском подразделении провели соревнование, кто
больше сделает на турнике
подъемов переворотом. И
воин, занявший первое место,
выполнил упражнение 340
раз! Занявший второе
— 325 раз!..
Подсмотренные
на уроках картинки как бы снова промелькнули перед глазами, но уже
в определенной последовательности. Я понял:
годы не погасили в
Комикове юношескую любовь к армии.
Для гостей,
для застолий у
меня припасено несколько
забавных историй, не раз выверенных, отработанных до уровня эстрадного номера.
Одна о том, как в институте пришлось бежать десятикилометровую дистанцию.
Между группами проводились состязания по легкой атлетике, в которых, как ныне
в школьных «Стартах надежд», участвовать должен был каждый. Ни талантов, ни навыков
ни в каком виде программы у меня не
проглядывалось. У ребят результаты, а я умел
только (привык на боксерских сборах) бегать медленно, но долго. Мне поручили
быть стайером.
Рассказывалась
история примерно так. Все давно финишировали, а я бегу.
Уже зрите ли разошлись, а я бегу. Уже завхоз
со стадиона флаги унес, а я бегу. Уже судьям надоело ждать, разъехались по
домам, а я бегу, бегу, бегу...
Подлинно в этом рассказе лишь
то, что прибежал я последним, здорово отстав от настоящих
легкоатлетов-стайеров и неутомимых, быстрых лыжников, кроме них, никто и не
стартовал со мной.
Все
же остальное для
красного словца рожденный вымысел. Десятикилометровкой соревнования
заканчивались, но задержавшегося в пути тихохода дожидались
ребята из моей группы, из других групп, с других курсов. Они
всячески подбадривали меня, и обязанные быть бесстрастными судьи подбадривали
тоже. Единственный, кто смеялся надо мной,
был я сам.
Теперь, по прошествии стольких лет, я догадался: в
институте, готовившем школьных учителей физкультуры, не афишируя, не провозглашая,
последовательно внедряли олимпийский девиз Пьера де Кубертэна: «Главное —
не побеждать, а
участвовать».
Возвратиться
же к этому эпизоду, отделить в нем действительное от нафантазированного заставил случай, свидетелем которого я стал на
уроке Комикова в
шестом классе.
Разбившись
на тройки, мальчишки и девчонки азартно состязались в эстафете. Борьба, что
называется, шла на равных. Но вот паренек, до того,
кстати, ничем не блиставший, раскормленный не в
меру, оторвался на несколько метров от
соперника, повернулся и заскакал,
гримасничая, спиной вперед, пока не свалился
от собственной неуклюжести.
— Видите, есть справедливость, —
сказал Владимир Васильевич, он даже в лице переменился. — Над товарищем посмеяться захотел. А товарищ
освобожден от физкультуры, мог вообще не бежать. За неуважение к сопернику ты
дисквалифицирован. Победила четвертая тройка.
На уроках
Комикова удивляло многое. Но больше всего, пожалуй, поразило то, что одинаково
непринужденно на них чувствовали себя и сильные, ловкие правофланговые, и
успевшие подзарасти жирком нескладехи. Никто не смеялся над тем, у кого не получалось,
никто не стеснялся, если не получалось у самого. «Слабым бывает только очень
ленивый человек», — не перестает внушать своим ученикам Владимир
Васильевич.
После уроков,
когда в зале стало негде яблоку упасть, он познакомил меня с Димой Мухиным,
работавшим со штангой восьмиклассником:
— На всех
уроках — отличник,
на моих же посмотреть
не на что
было, куль кулем, колобок.
Начали с
нуля, ни подтянуться, ни по канату влезть не мог. А теперь через восемь
месяцев занятий тяжелой атлетикой рвет 60 и толкает 80 килограммов, 12 раз
подтягивается, подъем переворотом на турнике скоро будет
делать два-три раза.
— Весил 86,
а сейчас 73,
и подрос на 6 сантиметров... — Об этом, не скрывая
гордости, мне сообщил
сам Дима.
«Приступая
к лечению, надо очень верить в успех, иначе и не стоит приступать», — часто
говорит Владимир Васильевич. Слова эти принадлежат знаменитому хирургу академику
Амосову, но Комиков уверен, что физкультура, спорт — лучшее лекарство от любой
болезни, и потому любит их повторять. Уверенность же такую в него вселили не
чужие изречения, а
собственная практика.
Живет,
трудится в Москве инженер и музыкант Виктор Гудков. В детстве у него признали
ревматический порок сердца, ни о какой физкультуре, казалось, и речи быть не могло.
Владимир Васильевич, он работал тогда в 87-й школе на Красной Пресне, речь
завел. С отцом, со старшей сестрой мальчишки. Виктора-то уговаривать не надо
было, сильно переживал он свою неполноценность. Комиков стал заниматься с ним
(Виктор учился в четвертом классе) атлетической гимнастикой. А в десятом
случилось несчастье, Гудков получил тяжелую ножевую рану. В себя пришел в
реанимационном отделении. «Видишь, — сказал ему врач, — искусственное сердце,
искусственные легкие. Но спасли тебя не они. Спасла тебя твоя грудная мышца.
Еще бы сотая доля миллиметра, и мы
бы оказались бессильны».
Иногда в
школьном зале появляется Михаил Ануфриев, шофер такси, мастер спорта по
штанге, тоже учившийся у Комикова на Красной
Пресне. Диагноз ему поставлен
был тот же, что и Гудкову. Физкультура врачами запрещалась
строго-настрого. Комиков с врачами не согласился. Перед призывом в армию
никаких признаков порока медицинская
комиссия у Михаила не обнаружила.
— Вот
мальчик, — незаметно
показывал мне Владимир Васильевич, — у него врожденный вывих
тазобедренного сустава. У
того нет почки. От
физкультуры освобождены. Но
разве лучше, если они будут чувствовать себя ущербными?
Конечно, нагрузку я
даю им поменьше.
Перед
каждым уроком несколько человек протягивали учителю справки, не переодеваясь, усаживались
на скамейку.
— Ох уж
эти медики, —
потихоньку сетовал Комиков.
— Два дня насморк,
на две недели справка. Встань
на левый фланг. Устал — отдохни.
— Так
и замуж никогда
не выйдешь, — выговаривал он
уже знакомой с
косметикой старшекласснице,
— надо будет
на свидание идти, а у тебя
справка.
Время от
времени обращался ко всему классу:
— Бригада строит
дом. Каждый занят
порученным ему делом.
Если кто-то выполняет свою работу плохо или совсем не
выполняет, за него
работают другие. То
есть работают с перегрузкой.
У человека 602 мышцы,
и у каждой
своя работа. Если
мышцы не трудятся, за
них трудится только
одна мышца, сердечная. Одна
за сотни! Подумайте...
Или:
— Вы болели, вам трудно, легче просидеть
урок на
скамейке. В
1941 году одиннадцатилетний ленинградский школьник
Леня Картаузов попал
на фронт, стал
сыном полка. Он подорвался
на мине. Ему
ампутировали обе ноги, сделали
протезы. Его родители умерли в
дни блокады Ленинграда
от голода, и
после госпиталя Леня
оказался в детском доме. Когда все спали, он шел на улицу
и, держась за
забор, учился ходить
на лыжах. Ему было
трудно, было больно,
но он научился и
поверил, что может
быть человеком как все.
В 1954 году
Картаузов, обманув врачей, поехал на целину и там сел на трактор. Ему было
трудно, было больно, но он стал хорошим механизатором. Картаузову присвоено
высокое звание — Герой Социалистического Труда. Не за то, что он, инвалид, приехал
на целину, а за то, что перевыполнял норму в два-три раза. Чтобы было много
хлеба, чтобы никогда не было голода. А начал он с лыж...
Убежденность
Комикова во всесильности физической культуры не всегда, мягко говоря,
встречает понимание. Прибежала как-то сердобольная мамаша, раскричалась:
«Изверг вы, а не учитель. Заставляете заниматься больного ребенка".
— Нажаловался, —
искренне изумлялся потом Владимир
Васильевич. — У
мальчишки болезнь Шляттера
— на кости
мозоль растет, ничего страшного. Тут важно не ушибиться, у меня-то не ушибется, а он со
справкой помчался шайбу гонять.
Комиков не
обиделся, но вскоре после того случая решил провести показательные уроки для
родителей, пусть посмотрят, чем занимаются
на физкультуре их
дети.
Не
обижается он и когда родители пытаются отлучить ребят от спортивного зала (у
него музыка, ей учиться надо), но старается обратить их в свою веру: «Четверки
и пятерки, кто против, только будет ли ваша дочь счастлива? Здоровый нищий
счастливей больного короля».
Переубедить
удается не всякий раз, хотя не раз оставившие ведомую им секцию общефизической
подготовки возвращались обратно. Почему? Отметки выше не стали, а вот самочувствие, работоспособность...
Вообще,
считает Комиков, оценки в школе следовало бы отменить, мнение не бесспорное,
конечно, но процентомания бы исчезла. Бывает ведь, на тройку ученика вытащат,
а человека в
нем проморгают.
По поводу
оценок у Владимира Васильевича вышло столкновение с представителями
педагогической науки. «Оценка должна быть объективной, — утверждали ученые,
побывав на его уроках. — Вы же спортивному парню ставите тройку, а пятерку у
вас получает ученик, еле-еле выполнивший упражнение». — «Ставлю за
определенную работу, прогресс, — не соглашался Комиков. — Мальчишка не умел
ничего, теперь выполнил упражнение. А тот от природы атлет, но лентяй, четверть прошла, он и
чуть-чуть не прибавил, Если оценивать по-вашему, то в чем тогда воспитание, где
индивидуальный подход?»
Почти о
каждом, кто приходил после уроков
в зал, он
что-нибудь рассказывал.
— Из
девятого, способный математик. Спорт? Не мешает.
Вот познакомьтесь — Сережа Елецкий.
Учится в инженерно-физическом, занимается
борьбой и ко
мне по старой
памяти размяться заглядывает.
— Этот,
из четвертого, играет
на балалайке, с
координацией плохо, отвел
его на баскетбол,
с бабушкой все время
спорим, она против. Того, из
седьмого, посадил в лодку, сало на мышцы перекачивать, вроде бы уже в сборную
Москвы берут.
И
рассказывает не только о том, что касается его прямой заботы, физического развития.
Семиклассника
Л, считают «трудным». Состоит на учете в детской комнате милиции. Когда у него
умерла мама, он переехал в другой район, к тетке. Кое-кто из педагогов вздохнул
с облегчением, мол, переведется в школу по новому месту жительства. Комиков
против этого возражал решительно, парнишка приохотился к физкультуре, поверил ему,
учителю. А там...
как там еще будет?
Был у
Владимира Васильевича в практике похожий случай, который он себе до сих пор
простить не может. Потянулся к нему такой же «трудный» подросток, начал
выправляться, попросил у Комикова рекомендацию в комсомол. Не дал, отговорила
классная руководительница, это, дескать, противоречит тому-то и тому-то. И
сломался парень. В зале стал появляться все реже и реже. Сейчас отбывает срок
наказания.
— Это
и для меня
наказание, — говорит Комиков, — и урок. Л. так не отдам!
Неравнодушным
людям живется нелегко. Но у Комикова — характер, без которого нет военных и
учителей физкультуры.
Опустели
старые московские дворы. Из тесных коммуналок, из узких переулков Москва
переместилась в просторные районы новостроек. Из Зоологического в Тушино переехал
Комиков. Пришлось в конце концов расстаться и со школой, которой отдал 17 лет.
Ездить через полгорода из-за десяти уроков
в неделю не
имело смысла.
За Красную
Пресню Владимир Васильевич держался до последнего. Когда ему предложили вести
занятия еще и по соседству, согласился с радостью.
Он знал,
если человек может работать, то должен работать. Но не знал, что для работы по
совместительству нужна справка, с него ее никто не требовал. Слухами, как известно,
земля полнится. В результате Комиков
оказался «на ковре».
— Что же
вы, Владимир Васильевич, в
колымщики подались, —
услышал он. — Нехорошо, мы
ведь вам 140
рублей платим.
На
директорском ковре Владимир Васильевич скрутил сальто, сделал фляк, потом
уперся руками в стол и выжал стойку. В глазах
собеседницы он читал:
больше всего ее волнует, не потянется ли теперь этот ненормальный учитель
за графином.
— Чтобы
проделывать такие штуки, — сказал
Комиков, — надобно
хорошо питаться.
Справку ему
дали, два свободных дня в расписании за ним оставили. Но число школьников в
Краснопресненском районе таяло, как снег в апреле.
Не очень часто попадаю я в места, где прошли юность,
детство, и с грустью замечаю, как все переменилось. Иногда заглядываю на
Красную Пресню. Нет уже парка, где был наш немудреный стадиончик, потускнело,
незаметным сделалось здание бывшего института.
А может,
это мы переменились?
Не так
давно побывал в зоопарке. Цари зверей, львы, явно страдали от гиподинамии.
Свернувшись по-кошачьи, отрешенно спал бенгальский тигр. А рыженькие собачки,
новозеландские динго, склонив головки друг к другу, выли жалобно и протяжно.
Только малышу-несмышленышу, каким я был когда-то, могло померещиться, что взаперти
можно радоваться наступающему утру. А Комиков старше меня на шесть лет.
Для
Владимира Васильевича старые московские дворы не дань модному ныне «ретро». Он
рассуждает как специалист: там ребята добирали то, чего не получали на уроке
физкультуры. Целый день — подвижные и спортивные игры. И в школу (Комиков
сравнивает с первыми годами своей работы) дети приходили куда более крепкими
физически, чем сегодня.
Владимир
Васильевич сам вырос во дворе и многим ему обязан. Нигде специально не
тренируясь, он легко сдал вступительные экзамены по легкой атлетике и
гимнастике в педучилище. Играя только в «дворовый футбол», пошел показываться в
московский «Спартак» и получил приглашение в дублирующий состав. В двадцать с
лишним лет начал серьезно заниматься гимнастикой, а через три года уже
выступал по программе мастеров.
Комиков не вздыхает по прошлому. Жизнь развивается по
своим законам, не повернешь вспять время. Но дать детям необходимую
физическую нагрузку можно и нужно, считает он. Вот и не запирает спортивный
зал на переменах, а руководимая им секция общефизической подготовки (я о ней
упоминал вскользь) — это тот же спортивный зал, открытый для каждого. Ежедневно, с
двух до семи
часов вечера.
У Комикова
семья, трехлетний сын, дочь-второклассница,
«Может, сходим в
театр, в цирк?» — без всякой,
впрочем, надежды нет-нет да спросит жена. «У меня целый день театр и цирк», —
отшучивается он. Наташке приготовить уроки помогает, что физкультурница она у
него, говорить не стоит. Придет к нему в зал, состязается с мальчишками.
— Вижу. Вижу. Тебя вижу иногда, — начинает он
урок. — Тебя
совсем в зале
не вижу. Не подружишься
со мной, ни
за что подъем переворотом
не сделаешь, несладко тебе в армии придется.
Вспоминаю
свои столь давние уроки физкультуры, Весь класс на скамейке, кто-то один
ковыряется на брусьях, замерзнуть можно. У Комикова сидят только освобожденные.
45 минут движения.
— Все,
что от нас
требуют, мы изучаем. Но
я упор делаю
на упражнения, которые ребята могут
выполнять сами, дома.
Если они здесь физкультурники, а
дома нет, это уже
что-то не то.
Физкультура должна быть на каждый день, на всю жизнь.
45 минут
общефизической и силовой подготовки. С точки зрения и взрослого спортсмена,
это самая скучная часть тренировки, вынужденное, так сказать, обрамление интересного.
А тут школьники. Но им не скучно, им почему-то интересно.
Может,
потому, что результаты налицо, знаешь — каким был, видишь — каким стал. Может,
потому, что все носит характер соревнования — кто больше прибавил за месяц, за
четверть, за год? «Подпишите, Владимир Васильевич!» — тащат к нему дневники и
малыши и старшеклассники. В них фиксируется,
что сделано за
день.
А может,
дело в самом Владимире Васильевиче?
Ранним
утром в любую погоду по улицам Тушина бежит кряжистый, среднего роста человек в
спортивном костюме. О таких говорят, у них нет возраста.
Случайно мы
столкнулись с ним в дверях, мне показалось, я налетел на стальной сейф. В
марте Владимиру Васильевичу исполнится 52 года.
Как-то его
упрекнули, что на уроках он не пользуется наглядными пособиями. Хорошо бы
завести плакаты, фотограммы.
— Пойду
на пенсию, тогда
и стану карточки
в альбоме рассматривать, молодость вспоминать. А пока я сам могу
все показать. Хотите, стойку, подъем,
уголок... Пожалуйста.
На первый
взгляд бесхитростный, прямолинейный даже, он совсем не так прост, как может
показаться. Незамысловатые вроде бы слова, действия. А
вдуматься, обнаружишь в них и
скрытый смысл, и точное знание психологии
того, кому они
предназначены.
Есть в его
кабинете-каптерке несложное приспособление, позволяющее видеть, что творится в
зале. Подойдет потом Комиков к гимнастическому коню, пошепчется с ним и скажет:
«Конь говорит, Сережа баловался».
Малышам нужна сказка.
После
занятий в четвертом классе услышал: «Леша и Дима придут завтра ко мне на
шестой урок».
— Есть
у меня десятиклассники, подъем переворотом едва
делают. Приведу к
ним мальчишек, пусть у
них поучатся, —
объяснил мне суть
сказанного Владимир Васильевич.
Мне так и
не удалось разгадать, в чем секрет его уроков. Но больше половины учеников
820-й школы бегают по утрам, процентов семьдесят приходят в зал после учебных
занятий. Дважды классы Комикова пробивались во Всесоюзный финал соревнований
«Старты надежд», ездили в «Артек». Лавров в Крыму не снискали. Владимира
Васильевича, однако, это не огорчало. Главное — не побеждать, а участвовать.
Нормы золотого значка ГТО в его
команде выполнил каждый.
Был Комиков
в школе, где спортсмены из всех параллельных классов собраны в один. Выигрывать
«Старты надежд». В спортивном классе действительно молодец к молодцу. А в
остальных... Мальчишки и девчонки весь урок тряслись на поролоновых матах. Ничего
другого преподаватель им предложить не мог, они не умели.
Готовят
чемпионов! Разве этим должна заниматься школа?
— В «Артеке» насмотрелся всякого. Школьники приезжали
с тренерами по
стрельбе и плаванию, с постановщиками вольных упражнений, массажистами, — не без
иронии вспоминает Комиков. — Кто
же из них вырастет, если они
сейчас без семи
нянек обойтись не могут?
Несколько
лет назад к Владимиру Васильевичу на практику пришел студент Центрального
института физкультуры, мастер спорта по гимнастике, кандидат в сборную страны.
Опоздал на две недели и: «Что, неужели вам тренер не позвонил?» — «Да что же ты
за мужик такой, без тренера ни на шаг?», — отчитал его Комиков. Ни в сборной,
ни в институте, правда, этого практиканта вскоре не оказалось.
— Все
равно из таких
школьного учителя не
сделаешь. Жаль, нас
тогда в ГЦИЛИФК влили.
Первый, единственный в стране институт
был, который целиком
на школу работал. Там самостоятельности учили. Бывало, как: «В твоем
распоряжении коридор и гимнастическая скамейка, проведи урок».
В день
одной из наших встреч после уроков он отправился на совещание в райком партии,
обсуждалось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме
массовости физической культуры и спорта», а мне дал с собой стопку писем,
которые получает от бывших учеников. Обратные адреса и даты на конвертах были
разные. Но почти на всех стоял армейский штемпель.
«Вы,
пожалуй, единственный из учителей приучали нас к силовым нагрузкам, к стремлению
побороть себя, пересилить страх, — короче, воспитывали у нас волю. Как жалею
сейчас, что так поздно пришел к вам заниматься».
«Сильному
парню в армии тяжело, а слабому, особенно в наших прославленных воздушно-десантных
гвардейских частях, вовсе делать нечего. Передайте это лично от меня всем ученикам... И еще, Владимир Васильевич,
курить я бросил».
Сложись у
него судьба как хотелось, думал я, он, наверно, тоже бы дослужился до
полковника, может, стал бы вторым генералом из старого московского двора в Зоологическом
переулке. Но важнее все-таки, не кем ты в армии стал, а что для нее сделал.
«Очень
помогло физическое развитие, которое я получил под вашим непосредственным
руководством. Все гимнастические упражнения на перекладине и брусьях выполняю
на «отлично», трудности они для меня не составляют, как для некоторых ребят. Не
бросаю заниматься штангой. Стараюсь проводить занятия, как у нас в школе.
Большое спасибо за все то, чему вы меня научили не
только в спорте,
но и в жизни».
«Если бы вы
не пришли к нам учителем физкультуры, не знаю, что бы из меня вышло. Благодаря
вам стал заниматься тяжелой атлетикой. Да и с дисциплиной помогли. Ведь я
только вас слушал. Вы своим личным примером показывали, как надо жить среди
людей».
И еще думал я о
том, что учитель не профессия. Профессия — преподаватель. Учителями называют
людей, у которых есть последователи.
Следующее письмо
начиналось:
«Здравствуйте,
дорогой вы мой
учитель!..»
как в прошлом побывал) хорошая статья, прям владимир васильевич рядом постоял)))
ОтветитьУдалитьТак и было... Владимир Васильевич многим привил уважение к физической подготовке. В 1991 году закончил школу 820.
ОтветитьУдалить